обновленный мета-анализ данных, касающихся пероральных эстрогенов по сравнению с трансдермальными формами
Progestogens and venous thromboembolism in menopausal women: an updated oral versus transdermal estrogen meta-analysis
Менопаузальная гормональная терапия (МГТ) ─ модифицируемый фактор риска венозной тромбоэмболии (ВТЭ). Общеизвестно, что путь введения эстрогенов имеет значение для повышения риска ВТЭ. В последнее время появляется все больше доказательств, что прогестагены также могут оказывать модулирующее воздействие на риск ВТЭ, связанный с приемом эстрогенов.
Данный обзор представляет обновленный предыдущий мета-анализ данных, касающихся риска ВТЭ у пользователей МГТ, при этом особое внимание уделено пути введения эстрогенов, режиму гормональных препаратов и типу прогестагена. Среди женщин, использующих монотерапию эстрогенами только пероральные, а не трансдермальные формы гормонов повышают риск ВТЭ (относительный риск (ОР) 1,48, 95% ДИ 1,39–1,58; ОР 0,97, 95% ДИ 0,87–1,09, соответственно).
Результаты, полученные у женщин на фоне комбинированного эстроген-прогестагенного режима МГТ были крайне гетерогенны, вследствие значительных различий между молекулами отдельных прогестагенов. У женщин, применявших трансдермальные формы эстрогенов в комбинации с микронизированным прогестероном не было отмечено повышения риска ВТЭ (ОР 0,93, 95% ДИ 0,65–1,33), в то время как применение норпрегнановых производных приводило к повышению риска (ОР 2,42, 95% ДИ 1,84–3,18). Среди женщин, получавших комбинированный режим МГТ риск ВТЭ был наиболее высоким на фоне медроксипрогестерона ацетата (МПА) (ОР 2,77, 95% ДИ 2,33–3,30) по сравнению с другими прогестинами.
Полученные клинические результаты, вместе с последовательными биологическими данными, подчеркивают преимущества и безопасность трансдермальных форм эстрогенов в комбинации с микронизированным прогестероном и поддерживают текущие рекомендации Международного общества по менопаузе, разработанные на основе фактических данных, особенно у женщин с высоким риском ВТЭ [Baber RJ, Panay N, Fenton A, the IMS Writing Group (2016). IMS Recommendations on women’s midlife health and menopause hormone therapy. Climacteric 2016;19:2:109-150]
Ключевые положения рекомендаций IMS по вопросу риска ВТЭ:
· Пероральная терапия эстрогенами противопоказана женщинам с указаниями на ВТЭ в анамнезе.
· У женщин с ожирением и менопаузальными симптомами следует отдавать предпочтение терапии трансдермальными эстрогенами.
· Риск венозного тромбоза повышается с возрастом и при наличии других факторов риска, включая врожденные и приобретенные тромбофилические нарушения.
· Перед назначением гормональной терапии очень важно тщательно оценить личный и семейный анамнез ВТЭ.
· На фоне пероральной МГТ отмечается повышение риска ВТЭ, однако абсолютный риск у женщин моложе 60 лет низок.
· Наблюдательные исследования свидетельствуют о более низком риске ВТЭ при применении низкодозированной трансдермальной терапии в сочетании с прогестероном, что вероятно имеет под собой биологическую основу.
· Некоторые прогестагены, например, МПА, производные норпрегнанового ряда и непрерывный комбинированный режим терапии могут быть связаны с более высоким риском ВТЭ при пероральном применении.
Источник:
Scarabin P-Y. Progestogens and venous thromboembolism in menopausal women: an updated oral versus transdermal estrogen meta-analysis. Climacteric 2018. [Epub ahead of print]. DOI:10.1080/13697137.2018.1446931
Информация предоставлена Российской ассоциацией по менопаузе (РАМ)
После того как яичники снижают производство эстрогена, в организме происходит множество изменений, снижающих качество жизни женщины. Как восстановить функцию яичников и вернуть радость жизни после 50?
Как на самом деле «работают» в организме витамины и микроэлементы? Получаем ли мы все необходимое с пищей и всегда ли можно понять, чего организму не хватает?
Почему это происходит и можно ли на это повлиять?